(Фока) [греч. Νικηφόρος Β´ ὁ Θωκᾶς] (ок. 912 - 11.12.969), визант. император (c 16 авг. 963, совместно с Василием II Болгаробойцей и Константином VIII). Популярность Н. Ф. как военачальника, положившего начало перелому в военном противостоянии византийцев арабам, позволила ему занять имп. престол. Среди его наиболее значительных военных успехов - освобождение Кипра и Крита, присоединение Киликии и взятие Антиохии. В результате походов Н. Ф. К-поль обогатился мн. чтимыми святынями. Друг и духовный сын прп. Афанасия Афонского, Н. внес решающий вклад в превращение Св. Горы Афон в крупнейший центр правосл. монашества. В то же время правление Н. Ф. отмечено жесткими мерами по ограничению церковного землевладения и ужесточению гос. контроля над Церковью.
Принадлежал к семейству Фок, крупных землевладельцев из Каппадокии, к-рые представляли собой одну из аристократических фамилий, выдвинувшихся на рубеже IX и X вв., в период формирования в Византии родовой военной элиты. Его дед, Никифор Фока Старший, занимал высшие посты в армии во время правления императоров Василия I Македонянина (867-886) и Льва VI Мудрого (886-912); его сыновья, в т. ч. отец Н. Ф.- Варда Фока Старший, входили в число наиболее влиятельных визант. полководцев при Константине VII Багрянородном (913-959). В конце правления последнего (954) Н. Ф., служивший до этого под началом своего отца, сменил его на посту доместика схол (главнокомандующего армией) и успешно защищал вост. границу империи от эмиров Алеппо и Мосула. После вступления на престол сына Константина VII Романа II (959-963) Н. Ф. был удостоен высшего сана магистра и стал 1-м лицом в военной администрации империи, а его брат, Лев Фока, получил должность второго доместика схол (959); еще один брат, Константин, занимал должность стратига приграничной фемы Селевкия. Братья Фоки активно действовали против арабов в Киликии, Сирии и Месопотамии. Самым крупным успехом Н. Ф. стало освобождение о-ва Крит от араб. пиратов, владевших им более века (март 961). Эта победа, пышно отпразднованная в К-поле, принесла Н. Ф. огромную популярность, к-рая еще более возросла после взятия Алеппо (Халеба), который был столицей Хамданидского эмирата, главного в то время соперника Византии (дек. 962).
После внезапной кончины Романа II (15 марта 963) власть перешла к его малолетним сыновьям Василию II и Константину VIII, опека над к-рыми была возложена на их мать августу Феофано и патриарха К-польского Полиевкта (956-970). Вдовствующая императрица срочно вызвала Н. Ф. в К-поль, где он был удостоен триумфа. Возглавлявший правительство евнух Иосиф Вринга опасался популярного военачальника и попытался нейтрализовать его, однако Н. Ф. нашел поддержку у патриарха и после присяги вновь получил должность главнокомандующего и отправился на Восток. Пока он готовил в Каппадокии армию для новой сир. кампании, Вринга и Феофано решили выставить против него др. известного полководца - Иоанна Цимисхия (впосл. имп. Иоанн I Цимисхий). Однако Цимисхий (двоюродный брат Н. Ф. по матери) показал письма Вринги своему начальнику и убедил его, хотя и не сразу, бросить вызов слабому правительству «женщины и евнуха».
В военном лагере близ Кесарии Каппадокийской (ныне Кайсери, Турция) вост. войска провозгласили Н. Ф. императором (2 июля 963), после чего он двинулся на К-поль. Вринга попытался организовать оборону столицы, опираясь на гвардию и зап. армию, но при подходе Н. Ф. в городе вспыхнуло восстание, поддержанное частью сановников и духовенства. 16 авг. 963 г. Н. Ф. торжественно вступил в столицу и был коронован патриархом Полиевктом как автократор и соправитель малолетних Василия и Константина. Вместо сосланного Вринги правительство возглавил евнух Василий Ноф, незаконнорожденный сын Романа II. Первоначально Феофано была удалена из дворца, но 20 сент. 963 г. Н. Ф. (к тому времени вдовец), желая закрепить свой статус, вступил с ней в брак и стал т. о. отчимом юных императоров. Венчавший Н. Ф. патриарх Полиевкт не допустил его в алтарь и наложил епитимию за второбрачие (Scyl. Hist. P. 260-261). Более того, вскоре каноничность заключенного брака была поставлена под сомнение из-за подозрений Н. Ф. в синтекнии, поскольку появились сведения, что император являлся крестным отцом одного из сыновей Феофано. Н. Ф. был даже временно отлучен патриархом, и лишь после клятвенных заверений дворцового протопресвитера, который совершал крещение, а также отца императора, заявившего, что крестным отцом выступал он, законность брака Н. Ф. и Феофано была признана. Однако отношения между императором и патриархом так и остались натянутыми.
В центре внимание Н. Ф. была внешняя политика, в первую очередь - военные успехи. Он стал первым после долгого перерыва визант. императором, лично участвовавшим в затяжных военных кампаниях, в к-рые он отправлялся, как правило, в сопровождении супруги и пасынков. В ходе 3 сир. экспедиций Н. Ф. удалось добиться решительного перелома в борьбе с разобщенным внутренними конфликтами араб. миром, и в его правление Византия перешла от обороны к планомерной «реконкисте» прежних владений Римской империи на Ближ. Востоке. В ходе 1-го похода (964-965) были взяты Адана, Мопсуестия и столица Киликии - Тарс, одновременно был освобожден от арабов и присоединен к Византии о-в Кипр (965). Включение Киликии в состав империи открыло визант. войскам путь в Сирию и Финикию, рейд по к-рым Н. Ф. совершил в ходе 2-го похода (966). Третий поход (968) ознаменовался взятием или добровольным подчинением ряда крупных городов Сирии, Ливана и Сев. Палестины (Лаодикия, Дамаск, Триполи, Акра) и осадой «столицы Востока» - Антиохии Великой (ныне Антакья, Турция), к-рая была захвачена стратигом Михаилом Вурцей спустя год, 28 окт. 969 г.
Одновременно полководцы Н. Ф. действовали на зап. направлении, хотя и не столь удачно. Экспедиция во главе с Мануилом (двоюродным братом императора) и патрикием Никитой была отправлена на Сицилию, к-рая в то время подчинялась Фатимидскому халифату; византийцы одержали ряд крупных побед над сицилийским эмиром, но арабы, получив подкрепление из Африки, сумели разбить визант. сухопутные и морские силы (964-965). Кроме того, герм. кор. Оттон I, захвативший Итальянское королевство (961) и получивший от папы Римского имп. корону (962), начал наступление на визант. владения в Юж. Италии. С помощью дипломатических мер Н. Ф., не признававший имп. титул Оттона, добился примирения с ним, однако проходившие в 968-969 гг. переговоры о брачном союзе его сына, Оттона II, с визант. принцессой Анной (буд. женой кн. равноап. Владимира (Василия) Святославича), в к-рых принимал участие Лиутпранд Кремонский, завершились неудачей. С севера на Византию совершали набеги венгры, проникавшие через территорию Болгарии. Для решения «болгарского вопроса» Н. Ф. решил прибегнуть к помощи правителя Руси Святослава Игоревича, которого посол императора, патрикий Калокир Херсонит, при помощи щедрых даров склонил к нападению на Болгарию (авг. 968). Однако после крупных успехов рус. войск, повлекших за собой смерть царя Петра и резкое ослабление Болгарского царства, Н. Ф. начал переговоры с болгарами о династическом и военном союзе и развернул подготовку к военным действиям против киевского князя. В К-поль прибыли невесты из болгарского царского рода для юных императоров, но к этому времени Н. Ф. скончался.
Во внутренней политике Н. Ф., как представитель военной аристократии, отошел от мер своих предшественников по сдерживанию разрушительного воздействия на крестьянскую общину т. н. динатов (букв. «сильных»; богатых и влиятельных землевладельцев), фактически взяв курс на их поддержку. Под предлогом необходимости «восстановить справедливость» право протимисиса, введенное для защиты крестьянских общин от скупавших земли богачей, было распространено и на самих динатов, за которыми было признано исключительное право на покупку крупных имений; тем же законом за динатами закреплены все приобретения, сделанные до 927 г. (Les novelles des empereurs Macédoniens. 1994. P. 180-181, N 11; рус. пер.: Васильевский. 1930. С. 301-305). В то же время Н. Ф. продолжал меры по сохранению мелкого стратиотского землевладения, запретив скупку земли динатами, проникавшими в крестьянские общины путем получения наследства, а также отчуждение стратиотских участков по суду. В связи с изменением структуры войска Н. Ф. увеличил втрое минимальный размер неотчуждаемого стратиотского надела - с 4 до 12 фунтов золота в денежном эквиваленте (ок. 20 средних крестьянских наделов) (Les novelles des empereurs Macédoniens. 1994. P. 176, N 10). Данная мера отражала процесс трансформации визант. армии, выразившийся в росте значения катафрактов (тяжелой кавалерии, аналогичной европейским рыцарям). Ряд ученых связывают мероприятия Н. Ф., нацеленные на создание привилегированного военного сословия, с началом феодализации визант. общества (Каждан. 1954; Он же. 1961; Кучма. 1982; Литаврин. 1977); другие ставят под сомнение сам факт военной реформы Н. Ф., отмечая постепенный характер преобразований визант. армии (Κόλιας. 1993; Шилов. 2001).
В целях увековечения памяти воинов, павших на полях сражений, Н. Ф. пожелал приравнять их по статусу к мученикам; однако его намерение встретило отпор со стороны ряда архиереев, указавших на 13-е прав. свт. Василия Великого, к-рое рекомендует участникам любых сражений, как осквернившим руки пролитием крови, 3 года воздерживаться от церковных таинств. Примечательно, что когда на созванном по указанию Н. Ф. Соборе выяснилось, что ряд священников и даже один епископ в прошлом участвовали в боях, их не только не лишили права священнодействовать, но и объявили «достойными наград» (Scyl. Hist. P. 274-275; Правила ап., ВС, ПС с толк. Вып. 6: Правила святых отец с толкованиями. М., 1884. С. 211-213; Ράλλης, Ποτλής. Σύνταγμα. Τ. 4. Σ. 132-133). Стремление Н. Ф. лично влиять на политику Церкви выразилось в принятии Собором под давлением с его стороны томоса (по другим источникам, имп. закона) о недействительности епископских выборов и хиротоний, не утвержденных императором (Scyl. Hist. P. 274; см.: Χριστοφιλοπούλου. 1985). Эта мера, ставившая всю церковную иерархию под контроль гос. власти, вызвала резкое недовольство высшего духовенства во главе с патриархом Полиевктом.
Постоянные военные кампании вынуждали Н. Ф. вести жесткую финансовую и налоговую политику. Одной из фискальных мер стало введение уменьшенной золотой монеты (т. н. тетартера), приравненной по стоимости к стандартной номисме (Morris. 1988. P. 96-99). Др. важнейшей мерой Н. Ф. стал запрет на увеличение церковного землевладения: особым законом было запрещено дарение недвижимых имуществ мон-рям и др. церковным учреждениям; благотворители призывались либо напрямую раздавать деньги нищим, либо выделять средства на восстановление хозяйства обедневших обителей. Строительство новых мон-рей в пустынных и безлюдных районах, напротив, поощрялось (Les novelles des empereurs Macédoniens. 1994. P. 157-161, N 8; пер.: Васильевский. 1930. С. 323-326). Свою борьбу с ростом монастырских владений Н. Ф. объяснял заботой о сохранении в мон-рях истинной аскезы; как указывал император, это возможно только для тех насельников, к-рые свободны от суетных мирских попечений. Н. Ф., племянник известного подвижника прп. Михаила Малеина, и сам был не чужд аскетических настроений: незадолго до воцарения, потеряв жену и сына, он одел власяницу, отказался от мясной пищи и стал помышлять о принятии пострига. В обители дяди на Киминской горе в Вифинии Н. Ф. познакомился с прп. Афанасием Афонским, к-рый стал его другом и духовным наставником и убедил будущего императора нести свое служение Богу в миру. При активной поддержке Н. Ф. была построена Великая Лавра прп. Афанасия на Афоне, регулярная финансовая помощь (руга) оказывалась не только афонским мон-рям, но и др. монастырским центрам, среди к-рых Олимп Вифинский и гора Кимин.
К концу правления Н. Ф. в значительной степени растратил свой когда-то незыблемый авторитет. Особенное негодование народа вызвало поведение Н. Ф. и его родственников во время голода, охватившего империю зимой 968/9 г.: вместо помощи нуждавшимся император воспользовался повышением цен на продовольствие для пополнения казны, а его брат, куропалат Лев Фока, использовал ситуацию для личного обогащения. Возвращаясь с публичной процессии в день Пасхи, Н. Ф. подвергся насмешкам и нападкам со стороны столичной толпы. Опасаясь за свою жизнь, он приказал окружить комплекс Большого дворца дополнительными стенами. Обострились также отношения Н. Ф. с его бывш. соратниками: Иоанн Цимисхий был отстранен от командования и выслан в свое имение, а герой Антиохии Михаил Вурца был не только лишен почестей, но и подвергся взысканию (по уверению Иоанна Скилицы, за самовольное взятие «столицы Востока»). Под влиянием матери Цимисхия имп. Феофано уговорила Н. Ф. вернуть его в столицу, а затем сама приняла участие в организации дворцового переворота. В ночь с 10 на 11 дек. 969 г. группа заговорщиков из высшего генералитета, куда входили Иоанн Цимисхий и Михаил Вурца, при помощи Феофано проникла во дворец, поднявшись в грузовых корзинах из гавани Вуколеонта; Н. Ф., обнаруженный спящим на полу на звериной шкуре под монашеской мантией своего дяди, был тяжело ранен ударом в голову и после побоев и унижений обезглавлен. Переворот не вызвал серьезных волнений в столице, и Иоанн Цимисхий быстро закрепился на престоле.
Памятниками военной мысли эпохи Н. Ф. трактаты «О маневрировании» (Περ παραδρομῆς; обычно указывается латинское название «De velitatione bellica»), описывающий тактику маневренной войны на пересеченной местности, и «Стратегика» (῾Η στρατηγικὴ ἔκθεσις κα σύνταξις; Praecepta militaria), в к-рую включена глава о панцирной кавалерии - катафрактах, рассматриваемых как главная ударная сила армии (изд.: Стратегика имп. Никифора. 1908; Three Byzantine Military Treatises. 1985. P. 137-239; Le traité sur la guérilla. 1986; рус. пер.: О боевом сопровождении. Об устройстве лагеря: Два визант. военных трактата кон. X в. 2002). В качестве автора трактатов традиционно указывается Н. Ф., однако корректность такой атрибуции является предметом научной полемики.
Среди христианских реликвий, доставленных в ходе военных кампаний в К-поль из городов Востока,- плащ Иоанна Предтечи из Алеппо, Св. Чрепие (κέραμος) с образом Спаса Нерукотворного, к-рый, согласно распространенной традиции, нашедшей отражение в сир. и греч. текстах, чудесным образом отпечатался на убрусе царя Эдессы Авгаря (Leo Diac. Hist. IV 10. P. 70-71; Scyl. Hist. P. 270-271), а также окровавленная прядь волос Иоанна Предтечи; глава Иоанна Предтечи из Хомса (PO. T. 18. P. 815). Среди визант. трофеев оказалась и одна из главных реликвий ислама - т. н. меч Мухаммада. Н. Ф. отправил меч в Сев. Африку в дар фатимидскому халифу аль-Муиззу, который в ответ освободил всех христ. пленников (967) (Leo Diac. Hist. V 1. P. 75). Успешное наступление византийцев привело к массовому оттоку беженцев из приграничных районов, а также вызвало волну христ. погромов, жертвами которых стали (впервые в истории христианско-исламских отношений) православные патриархи - Иерусалимский Иоанн VII ибн Джами (966) и Антиохийский Христофор (967); мусульманами и иудеями был разграблен и сожжен Гроба Господня (Воскресения Христова) храм в Иерусалиме. Присоединение к империи территорий, населенных сирийцами и армянами, поставило на повестку дня проблему выстраивания отношений с антихалкидонитами. В 969 г. по инициативе Н. Ф. в К-поле состоялся богословский диспут с участием сиро-яковитского патриарха Иоанна VII (VI) Саригты; но длившиеся несколько месяцев дискуссии ни к чему не привели, после чего яковиты были задержаны в столице (Assemani. BO. T. 2. P. 133; Mich. Syr. Chron. T. 4. P. 556).
Образ Н. Ф. как «царя-воителя», отличавшегося необычайной физической силой, аскетизмом в повседневной жизни и заботой о народе, привлекал внимание современников. Известно, что в нач. XI в. существовало несколько жизнеописаний императора, к-рые можно проследить в исторических сочинениях Льва Диакона, Иоанна Скилицы, Михаила Пселла, Иоанна Зонары и др. Эпоха Н. Ф. отражена в поэмах Иоанна Геометра и Феодосия Диакона, а также (по мнению ряда авторов) в анонимном сатирическом диалоге «Филопатрис». В южнослав. переводе XIV в. известна наполненная сказочными мотивами легенда об убиении Н. Ф., возможно восходящая к греч. оригиналу (см.: Каждан А. П. История визант. лит-ры. СПб., 2012. С. 272-297, 313-316, 322-330; Turdeanu. 1976; Vranoussi. 1978). С большим почтением о Н. Ф. говорится в Типиконе прп. Афанасия Афонского: это «трижды блаженный царь», в аскезе «превзошедший монахов, живущих в горах», чья мученическая кончина неисповедимыми судьбами Божиими послана ему как венец его добродетелей (Meyer Ph. Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Lpz., 1894. S. 102-104). В одной из визант. малых хроник Н. Ф. именуется святым (Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975. Bd. 1. S. 141). Существует греч. церковная служба в его честь, открытая еп. Порфирием (Успенским) в рукописи афонского Симонопетрского мон-ря; она издана Л. Пети по рукописи из Великой Лавры и изучена А. А. Дмитриевским, обосновавшим ее афонское происхождение (Порфирий (Успенский), еп. История Афона. СПб., 1892. Т. 3. С. 398; Petit. 1904; Дмитриевский. 1906). Включенные в данную службу гимнографические каноны восхваляют Н. Ф. за победы над агарянами и заботу о народе, прославляют его как монаха - «воина Христова», претерпевшего мученичество и просиявшего посмертными чудесами.
Известны изображения Н. Ф. на монетах и в рукописных миниатюрах. Согласно Льву Диакону, он имел смуглое лицо, густые черные волосы и небольшую с проседью бороду, черные глаза, густые брови, нос с горбинкой, был коренастым и широкоплечим, обладал огромной физической силой, славился целомудрием и недюжинным умом (Leo Diac. Hist. III 8. P. 48).